Квинт

Психология спорта

Тема в разделе "Персональные блоги", создана пользователем Квинт, 25 май 2013.

  1. Квинт

    Квинт Новичок

    Доброго времянки суток! Муторная статья о психологической подготовки спортсменов.

    Психологическая подготовка к соревнованиям

    Специальная психологическая подготовка к соревнованиям направлена на создание у спортсмена состояния "боевой готовности" к определенному сроку. Этот вид психологической подготовки обеспечивается большим набором средств и методов.

    Основная задача специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию — создание состояния его психической готовности к выступлению в соревнованиях. Главной составляющей этой готовности являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата.

    Намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую спортсмен на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.

    Исходя из сказанного, следует считать, что психологическая подготовка к конкретному соревнованию должна включать:

    определение цели участия в соревновании
    создание установки на достижение этой цели
    формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения
    Состояние психической готовности к соревнованию — целостное проявление личности спортсмена. Оно представляет собой динамическую систему.

    Элементы готовности спортсмена к соревнованиям


    Трезвая уверенность в своих силах:


    Основана на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований


    Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу:

    Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели

    Оптимальный уровень эмоционального возбуждения:

    Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований

    Высокая помехоустойчивость:

    Выражается по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию

    Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением:

    При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам

    Система специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию включает:

    1. сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (зависят от вида спорта: основой является информация о соперниках и т. п.);
    2. определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена);
    3. формирование и актуализацию мотивов участия в соревновании (побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели, могут быть побуждения только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели);
    4. саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется эффективными и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции, от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);
    5. сохранение и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т. п. — все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

    Основными причинами нерациональных затрат нервно-психической энергии перед соревнованием бывают переживания, связанные с мыслями о возможном благоприятном или неблагоприятном его итоге, о тех последствиях, которые он может иметь для спортсмена. Чтобы сохранить нервно-психическую энергию, полезно переключать внимание на дела и занятия, не связанные с предстоящим соревнованием. Но по мере приближения момента старта делать это становится все более трудно: спортсмен уже не может думать о чем бы то ни было, не имеющем отношения к соревнованию. Поэтому важно знать, что не всякие мысли о соревновании вызывают нежелательные переживания. Если спортсмен сумеет направить свое внимание, свою умственную активность на продумывание конкретных способов решения соревновательных задач, то тем самым он отвлечется от мыслей о соревновании вообще, о возможной неудаче или большом успехе, то есть от того, что вызывает эмоциональное напряжение и потерю нервно-психической энергии.

    Кроме того, спортсмен должен отобрать из числа средств саморегуляции своего эмоционального состояния, те, что представляются ему наиболее удобными и действенными в условиях предстоящего конкретного соревнования, потому что психологическая подготовка к соревнованию, хотя в значительной степени снижает вероятность психических срывов, но не гарантирует их отсутствия. Именно поэтому спортсмену надо иметь наготове заранее изученные и проверенные на практике приемы саморегуляции.

    Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата.

    В таких случаях срочное вмешательство в деятельность спортсмена может помочь. Управление деятельностью спортсмена достаточно целесообразно и в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуациям, поэтому в психологии спорта особенное место занимает понятие ситуативное управление.

    Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований

    Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

    Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения.

    Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.

    ПЕРВЫЙ ЭТАП

    Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т. д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры и т. п.).

    ВТОРОЙ ЭТАП

    После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет:
    — как можно больше отвлечься от всего окружающего;
    — четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т. д.;
    — воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.

    ТРЕТИЙ ЭТАП

    В заключение спортсмену делаются следующие внушения:

    1. он должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде, не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;
    2. ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т. д.;
    3. ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);
    4. ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта)

    Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.

    Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие — мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т. п.

    Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований).

    Благодарю за внимание.
    Здравого спорта!
     
    Chalandr, Den4ikkk и raiden нравится это.
  2. Сообщение от было скрыто от публичного просмотра.
    25 май 2013 Показать